БУБЕР (BUBER) Мартин

БУБЕР (BUBER) Мартин
(1878-1965) - еврейск. религиозный философ. Получил образование в Венском, Цюрихском и Берлинском ун-тах. В 1924-33 - проф. философии и этики в ун-те Франкфурта-на-Майне. В 1933 эмигрировал в Швейцарию, позднее переехал в Палестину. С 1938 по 1951 - проф. философии Еврейского ун-та в Иерусалиме.

Б. отстаивал религиозные ценности иудаистской и христианской традиций, пытался возродить хасидизм - мистическое движение в иудаизме, распространенное в странах Западной Европы в XVIII-XIX веках, разделял установки приверженцев утопического социализма. Его филосовские взгляды характеризуются критическим переосмыслением идей Ницше, С. Кьеркегора, Шелера, Хайдеггера, Юнга, с одной стороны, и переплетением разнообразных представлений, заимствованных у философской антропологии, экзистенциализма, персонализма и диалектической теологии. "Диалогический персонализм" Б. основывается на философии "межчеловеческих отношений", включающей в себя размышления о двойственности человеческого Я, отчуждении личности от природного и социального мира, экзистенциальной вине индивида, аутентичности человеческого существования. В работе "Я и Ты" (1923) Б. различает два основных мира, обусловленных отношением индивида к окружающей действительности и имеющих реальную значимость для каждого человека. Один мир основывается на отношении "Я - Оно", когда человек, будучи субъектом мышления и действия, воспринимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных объектов и вещей, предназначенных для утилитарного использования, эксплуатации, манипуляции, контроля. Другой - на отношении "Я - Ты", предполагающий установление неотчужденных, одухотворенных, аутентичных связей между человеком и его окружением. Б. стремится раскрыть специфику человеческого бытия, личности, духа, любви и Бога, полагая, что отношение, как таковое, явление экзистенциальной характеристикой бытия, личность находит свое выражение в Самости, дух представляет собой ответ человека на его собственное Ты. Любовь - это ответственность Я перед Ты, а Бог - встреча человека с вечным Ты, происходящая не в момент индивидуального экстаза, а в процессе установления отношений между людьми, характеризующихся любовью и заинтересованностью друг в друге.

Мир отношений образует, согласно Б., три сферы жизни: "физическую" (Космос), свидетельствующую о взаимосвязях человека с природой; "психическую" (Эрос), олицетворяющую связь человека с другими людьми и "поэтическую" (Логос), предусматривающую связь человека с духовными сущностями. Все сферы жизнедеятельности человека в своей целостности составляют бытие, в котором наблюдается монологическое существование или развертывается диалог между людьми, между индивидом и окружающим его миром, между личностью и Богом. Реализация Самости или проявление отчуждения тесно связаны с тем, устанавливает ли человек контакт с Богом или с "идолами", в качестве которых могут выступать нация, власть, деньги, научно-технические достижения и т.д. Исходя из этих представлений Б. обсуждает проблемы добра и зла в современном мире, религиозную ситуацию, отражающуюся на развитии отдельного человека и человечества в целом, межличностные отношения, образующие некое единство, характеризуемое понятием "Мы". Задачу философии он видит в развенчании иллюзий, раскрытии перед человеком его собственного отношения к себе, окружающим его предметам, другим людям и Богу, в изменении образа жизни посредством выявления диалогической природы человеческого бытия, устранения всевозможных преград, стоящих на пути формирования искренних отношений между людьми, и установления аутентичного социализма как динамического процесса становления человеческой общности, основанной на восстановлении органических связей между индивидом и глубинными уровнями существования.

В.М. Лейбин

Два образа веры. М.,1995; Хасидские предания. М., 1997; Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1948; Zwei Reden. Heidelberg, 1962; Bilder von Gut und Bose. Heidelberg, 1964; Ich und Du. Koln, 1966; A Beliving Humanism: My Testament, 1902-1965. N.Y., 1967.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "БУБЕР (BUBER) Мартин" в других словарях:

  • БУБЕР (Buber) Мартин — (Мардохай) (1878 1965) еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера бытие как диалог (между богом и человеком, между… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бубер (Buber), Мартин (Мардохай) — (1878 1965)     немецко еврейский религиозный философ, писатель, педагог. Развивал идеи философской антропологии и экзистенциализма. Рассматривал бытие как диалог (между Богом и человеком, между человеком и миром). Осн. педагогический труд Речи о …   Педагогический терминологический словарь

  • БУБЕР — (Buber) Мартин (1878 1965) евр. религиозный философ и писатель, теоретик сионизма, преподавал в ун тах США, Европы, Палестины и Израиля, был первым президентом Израильской академии наук. Лауреат Эразмовской премии. Б. развивал свою оригинальную… …   Философская энциклопедия

  • БУБЕР —         (Buber) Мартин (Мардохай) (1878 1965) евр. религ. мыслитель, писатель, философ экзистенциалист. Учился в гимназии во Львове, а затем в ун тах Вены, Лейпцига, Цюриха, Берлина. Защитил дис. по истории христ. мистики эпохи Возрождения и… …   Энциклопедия культурологии

  • Бубер Мартин — Бубер (Buber) Мартин или Мардохай (8.2.1878, Вена, 13.6.1965, Иерусалим), еврейский религиозный философ и писатель, представитель иудаизма. Писал на двух языках немецком и иврите. В 1924 33 профессор философии иудаизма и этики в университете… …   Большая советская энциклопедия

  • БУБЕР Мартин — БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878 1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) и экзистенциализму (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея… …   Энциклопедический словарь

  • БУБЕР — (Buber) Мартин (Мардохай) (8.2.1878, Вена, 13.6.1965, Иерусалим) немецко евр. религ. философ, писатель, педагог. Воспитывался в семье деда во Львове. Изучал классич. филологию, германистику, историю иск в, философию в ун тах Берлина, Цюриха, Вены …   Российская педагогическая энциклопедия

  • БУБЕР — (Buber) Мартин (1878–1965) иудаистский религ. философ. Род. в религиозной евр. семье, учился во Львове, Вене и Берлине. Испытал сильное влияние идей Канта и Ницше; изучал протестантский мистицизм и философию С.Кьеркегора. Переход от мистики… …   Библиологический словарь

  • Бубер — (Buber)         Мартин или Мардохай (8.2.1878, Вена, 13.6.1965, Иерусалим), еврейский религиозный философ и писатель, представитель Иудаизма. Писал на двух языках немецком и иврите. В 1924 33 профессор философии иудаизма и этики в университете… …   Большая советская энциклопедия

  • БУБЕР — [нем. Buber] Мартин (Мардохай) (8.02.1878, Вена 13.06.1965, Иерусалим), немецко евр. философ и писатель, религ. мыслитель иудаизма. Ввиду развода родителей воспитывался во Львове у деда С. Бубера, известного в свое время исследователя евр.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»